За последние годы, в том числе благодаря повсеместному развитию йоги, все больше и больше людей интересуются Аюрведой.
Такое увлечение порождает множество мифов и легенд, связанных с так называемым "аюрведическим" образом жизни, питанием, устройством семьи. Сразу хочу отметить, что речь в этой статье пойдет исключительно об Аюрведе, я не планирую рассматривать в ней взгляды других медицинских или околомедицинских систем. Давайте называть вещи своими именами и под этим флагом рассмотрим часть таких мифов.
Итак, самый первый и самый распространенный из мифов - тело человека складывается исключительно из трех доша - Вата, Питта и Капха, которые в том или ином сочетании порождают индивидуальную конституцию человека - Пракрити.
Это утверждение ложно по нескольким причинам:
Во-первых, Доша - это буквально "болезненные начала", скорее вызывающие болезненные, патологические состояния в организме человека, а не складывающие его Пракрити. Чаще всего аюрведический врач по пульсу определяет их баланс или дисбаланс, говоря пациенту, что у него, допустим, Вата-Питта Нади, но никак не Пракрити. Более опытный врач определяет не только состояние доша, но также тканей и нечистот, глубину проникновения болезни и силу сопротивления организма. К тому же Сушрута, автор Сушрута Самхиты, выделяет не три доша, а четыре, относя кровь (Ракта) также к болезненным началам.
Во-вторых, Пракрити, индивидуальная конституция человека, складывается из физической составляющей (Шарира пракрити), ментальной составляющей (Манасика пракрити) и духовной составляющей (Джива пракрити), но это тема отдельной статьи. Так или иначе, не стоит забывать, что помимо доша, или болезненных начал, тело человека состоит из семи тканей - хилуса, крови, мышц, жировой ткани, костной ткани, костного мозга и из репродуктивных тканей, а также продуктов их трансформации.
Если же копать в глубину - все живое и неживое в этой вселенной состоит из различных сочетаний и комбинаций пяти первоэлементов, но прикладного значения в настоящее время эта информация не имеет.
Миф 2 - Аюрведа дает универсальные рекомендации для всех людей.
Действительно, это в какой-то степени верно. Есть такая рекомендация, которую имеет смысл транслировать в массы - необходимо своевременно реализовывать естественные потребности организма - есть, пить, спать, эвакуировать продукты обмена веществ. Но это не значит, что надо переедать или пить по восемь стаканов в день.
Индивидуальные потребности в еде и воде у каждого организма разные. Что для одного является нормой, для другого может быть недостаток или переизбыток.
Миф 3 - Аюрведа призывает человека к вегетарианству, веганству или питанию одной только Праной.
В аюрведических текстах нет таких рекомендаций, равно как и нет указаний, на каком масле надо жарить морковку, как готовить сабджи или делать плов. С другой стороны, в них есть описание качеств продуктов, в том числе и животного происхождения.
Что же касается аюрведической терапии, наравне с топленым или кунжутным маслом для внутреннего промасливания организма используются бульоны (мамса раса) или нутряной жир.
Не смотря на то, что диете в Аюрведе отводится значительная роль, особенно во время Самсарджана кармы, промежуточных или подготовительных к очищению организма процедур, в текстах не встречается указание, что все болезни можно вылечить одной лишь диетой.
Исходя из концепции Джатхарагни, Огня пищеварения, пища для большинства людей должна быть в той или иной степени термически обработана, не говоря уже про болезненные состояния.
Стоит отметить также, что длительные голодания аюрведическая медицина проводить не рекомендует.
Миф 4 - Аюрведические препараты можно назначать себе самостоятельно, ведь у них нет противопоказаний.
Действительно, аюрведическая медицина использует два вида препаратов - Амрита (нектар) и Виша (яды). Амрита - это препараты, которые при длительном применении не будут вызывать неблагоприятные последствия для организма. Но это не значит, что нет тонкостей в их применении.
Каждый из препаратов обладает своими показаниями и противопоказаниями, зависит от приема и типа принимаемой пищи, а дозировка их - от силы организма.
В текстах говорится, что препарат из любой категории, не правильно подобранный или подобранный в неверной дозировке, подобен яду, ибо разрушает организм. Это касается и таких наиболее часто самоназначаемых препаратов, как Чйаванпраш, Трипхала чурна или Шатавари чурна.
Миф 5 - Аюрведические тексты рассказывают про уклад семейной жизни или про психологию человека.
Не смотря на то, что слово "Аюрведа" переводится как "Знание о жизни", в классических аюрведических текстах эти вопросы не разбираются. Описание семейных взаимоотношений, видов брака и т.д., скорее, можно найти в Дхарма шастрах (например, Ману Самхите) или Стри сутрах (например, Кама Сутре).
Что же касается психологии, то непосредственно этого понятия в Аюрведе нет. При этом большинство авторов аюрведических текстов, выступая в роли моралистов, помещали на страницах своих трудов мудрые мысли, касающиеся взаимоотношений между людьми и правила хорошего тона.
Миф 6 - Аюрведическая медицина и хирургия не совместимы.
На самом деле в Аюрведе есть, точнее, был, огромный раздел - Шалья Тантра, но практически все тексты этого раздела утеряны, за исключением Сушрута Самхиты. В некоторых текстах встречается описание хирургических инструментов, например, в Аштанга Хридайам Самхите, но подробного описания операций там нет.
Аюрведические врачи делят болезни на две категории - терапевтические (те, которые лечатся препаратами, процедурами и диетическими рекомендациями), и хирургические.
Видя перед собой пациента с хирургической болезнью, врач направит его на операцию, а не будет пытаться вылечить его медикаментозно.
В настоящее время хирургические операции лучше всего выполняются современной медициной, если вы не живете на Филлипинах. А вот дальнейшую реабилитацию может взять на себя аюрведический врач.
Миф 7 - Аюрведе можно научиться по книгам или закончив полугодичные или годичные курсы, например, в России.
Как и любой медицинской системе, Аюрведе учатся годами - за три года обучения в колледже можно стать квалифицированным (если хорошо и прилежно учиться) процедурным врачом. Если учиться пять с половиной лет - можно получить базовые врачебные навыки. Но чтобы разбираться в Аюрведе нужна целая жизнь.
Для того, чтобы создать аюрведическое учебное учреждение, необходим целый штат преподавателей, а это десятки специалистов по разным дисциплинам. Медицину не изучают "для себя" или в целях повышения эрудиции, это базовое знание, в котором каждая часть, каждая отрасль тесно связана со всеми остальными.
Можно, прочитав кулинарные книги, понять, как пользоваться специями для приготовления вкусной пищи, но чтобы понять, как они действуют на организм человека, при каких болезнях и в каких дозах их стоит или не стоит применять, прочитать популярную брошюру по Аюрведе мало, нужно досконально разбираться в Падартха Вигьяне, аюрведической науке о субстанциях, точно определить тип и причину дисбаланса, силу болезни и заболевшего.
В завершение хочется сказать, что больше всего беспокоит не постоянно растущее количество мифов про Аюрведу, не появляющиеся на полках магазинов все новые и новые аюрведические препараты или популярные книги по "Аюрведе".
А то, что начитавшись таких книг или наслушавшись басен про Аюрведу, человек начинает заниматься самолечением и получает совсем не тот результат, к которому стремился, и он, не задумываясь о том, что лечение было назначено самостоятельно, разочаровывается в Аюрведе.