Если Вас спросят “Сколько дош в Аюрведе?” - смело отвечайте “Три с половиной!”
“Что за вздор!” могут подумать пытливые умы, добравшиеся до первых глав Аштанга Хридаям и Чарака Самхиты!
Ведь один из первых пассажей первой главы Аштанга Хридаям гласит:
वायुः पित्तं कफश्चेति त्रयो दोषाः समासतः||६|| vāyuḥ pittaṁ kaphaścēti trayō dōṣāḥ samāsataḥ “Ваю (Вата), Питта и Капха - это три доши вкратце”
Аналогичный пассаж мы находим и в первой главе Сутрастханы Чарака Самхиты:
वायुः पित्तं कफश्चोक्तः शारीरो दोषसङ्ग्रहः| vāyuḥ pittaṁ kaphaścōktaḥ śārīrō dōṣasaṅgrahaḥ| CU.Su.1/57 Ваю (Вата), Питта и Капха, сказано, группа телесных дош.
В чем же дело? Что еще за “четвёртая доша”?
Ответ на этот вопрос очень простой, но длинный, запаситесь временем и терпением!
Все дело в том, что Аюрведа, будучи глубочайшей и обширнейшей медицинской системой, с самых давних пор включала в себя большое количество разных школ.
Но, увы, из всего бескрайнего многообразия классической Аюрведической литературы до нас дошли сущие крохи. Лихие времена, от завоеваний моголами до европейской колонизации, лучше всего перенесла традиция Каячикитсы - терапии внутренних болезней, Атрея Сампрадая, последователями который были и Чарака и Вагбхата,и основными текстами которой сегодня являются Чарака Самхита и труды Вагбхаты, а также сохранившиеся фрагменты Бхела Самхиты.
Так же до нас также дошла отредактированная часть оригинальной Сушрута Самхиты - единственного более-менее сохранившегося текста Шалья тантры, хирургической традиции, Дханвантари Сампрадаи, к которой принадлежал Сушрута.
И небольшая часть Кашьяпа Самхиты - текста педиатрической школы Аюрведы.
В средние века традиция Аюрведической хирургии была практически потеряна и забыта, лишь в 20м веке начались попытки ее восстановления и сама Сушрута Самхита, увы, с течением времени потеряла значительную часть изначального текста.
Но несмотря на то, что традиция Атреи, Чараки и Вагбхаты очень долгое время занимала и до сих пор занимает доминирующее положение в Аюрведе, не стоит забывать и игнорировать существование других школ внутри Аюрведической системы.
Увы, не только обыватели, но и многие врачи сегодня не сильно утруждают себя чтением Сушрута Самхиты и Аштанга Самграхи. А там много интересного!
В частности, более-менее подробное изучение Сушрута Самхиты действительно дает все основания утверждать, что в Шалья тантре, хирургической школе Аюрведы, а также в школе Шалакья тантры, офтальмологии и ЛОР заболеваний, были приняты четыре гумора, включая Ракту - кровь, а не три, как в традиции Каячикитсы.
Во-первых, говоря о значимости Дош для существования тела, Сушрута нередко упоминает Ракту наравне с ними.
Вата, Питта и Капха же - причины возникновения тела… В процессе (своего) возникновения, поддержания и разрушения, тело существует нераздельно с этими (тремя), а также с Шонитой (Рактой) четвертой.
नर्ते देहः कफादस्ति न पित्तान्न च मारुतात् | शोणितादपि वा नित्यं देह एतैस्तु धार्यते [१] ||४|| nartē dēhaḥ kaphādasti na pittānna ca mārutāt | śōṇitādapi vā nityaṁ dēha ētaistu dhāryatē [1] ||4|| Su.Su.21/3
Не может существовать тело ни без Капхи, ни без Питты, ни без Ваты, ни также без Шониты (Ракты). Тело постоянно/непрерывно ими поддерживается.
Подобно тому, как Луна, Солнце и Ветер поддерживают мир, соответственно, наполнением (энергией/влагой), изъятием (энергии/влаги) и движением, так же и тело поддерживается Капхой, Питтой и Ватой.
Но в других местах, подчеркивает значимость крови отдельно.
Рудхира (кровь) - корень/основа тела. Кровью (оно) поддерживается. Поэтому всеми силами должна оберегаться кровь*, она - основа жизни.
*как от нежелательной кровопотери так и просто ее здоровое состояние В 21й главе Сутрастханы Сушрута описывая guṇa (качества), sthāna (основные места локализации) и prakopa-nidāna (причины дисбаланса) Доша, добавляет после Ваты, Питты и Капхи также и Ракту - кровь. (Su.Su.21/16,17,25 и тд)
Что же касается патологии, особенно хирургических заболеваний, тут все еще более очевидно.
Первая глава Сутрастханы Сушрута Самхиты, в противовес Чараке и Вагбхате, гласит:
Телесные берут начало в (неправильном) режиме питания и питья и вызваны дисбалансом Ваты, Питты, Капхи и Шониты (Ракты), или их совместным дисбалансом.
В школе Каячикитсы, терапии внутренних болезней, заболевания и типы дисбалансов Доша в основном делятся на 7 типов по вовлеченности и комбинации Дош.
В уже упомянутой 21й главе Сутрастханы, Сушрута приводит классификацию на 15 типов, добавляя Ракту к первым трем Доша.
И именно ей традиционно следовали в школе Шалья тантры, хирургии и Шалакья Тантры, офтальмологии и ЛОР, что очевидно также из разбора индивидуальных хирургических, офтальмологических и ЛОР заболеваний в Сушрута Самхите.
Описание отдельных хирургических заболеваний, таких как vraṇa (раны, язвы), vidradhi (абсцесс), arśas (геморрой) и тд, а также подавляющего большинства заболеваний глаз, уха, горла, носа и ротовой полости, включает классификацию не только на vātaja, pittaja, kaphaja, но и на raktaja подтип.
И по части хирургических заболеваний ей следует не только Сушрута Самхита, но и обе Аштанги Вагбхаты, а также основной сборник по патологии - Мадхава Ниданам.
Любопытен также момент, что Вагбхата и Чарака описывают качества Питты как sasneham - слегка влажная/маслянистая
सस्नेहमुष्णं तीक्ष्णं च द्रवमम्लं सरं कटु …पित्तं…|६०| sasnēham-uṣṇaṁ tīkṣṇaṁ ca dravamamlaṁ saraṁ kaṭu .. pittaṁ ||60|| CS.Su1
अनुष्णशीतं मधुरं स्निग्धं रक्तं च वर्णतः | शोणितं गुरु विस्रं स्याद्विदाहश्चास्य पित्तवत् ||१७|| anuṣṇaśītaṁ madhuraṁ snigdhaṁ raktaṁ ca varṇataḥ | śōṇitaṁ guru visraṁ syādvidāhaścāsya pittavat ||17|| Su.Su.21
Очевидно, это было на основании наблюдений о том, как субстанции, обладающими схожими качествами влияют на состояние Питты и Ракты соответственно.
Тут, пожалуй, стоит сделать небольшое отступление к основам Падартха Вигьяны.
В Аюрведе противоположным качеству rūkṣa - сухость, является качество snigdha - маслянистость/влажность. А противоположным качеству drava - жидкое состояние, является качество sāndra - густота/плотность.
И качество “drava”, обозначая жидкое состояние, совсем не обязательно будет всегда идти рука об руку с качеством “snigdha”. Многие жидкости обладают качеством rūkṣa.
Например, takra - пахта, madya - алкогольные напитки, gomūtra - коровья моча и др.
Эта “сухость” обусловлена, как правило, значительным присутствием элемента огня в жидкости, и проявляется свойством жидкости “подсушивать” секрецию слизистых и пр.
Итого, следуя школе Шальи и Шалакьи, мы имеем 4 гумора:
1)Капха - тяжелая, холодная, влажная/маслянистая 2)Вата - легкая, сухая, ни горячая, ни холодная сама по себе, но приходящая в патологический избыток из–за воздействия холода 3)Питта - легкая, сухая, горячая (близкая по свойствам к Агни) 4)Ракта - тяжелая, маслянистая/влажная, ни горячая ни холодная сама по себе, но приходящая в патологический избыток из-за избыточного воздействия жара
Что в целом пересекается с концепцией четырех гуморов, принятых в греческо - арабской Юнани медицине, и, предположительно, заимствованной изначально именно из Индийских источников.
Как контраргумент к тому, что в хирургической школе Аюрведы Ракту считали четвертой дошей часто приводят эту шлоку из Сушрута Самхиты:
“Так как без вовлечения трех Доша Ракта никогда не приходит в дисбаланс, поэтому время (сезон и пр) ее (естественного) выхода из равновесия должно определяться в соответствии с Дошами.”
С огромной вероятностью этот пассаж - позднее вкрапление редакторами как раз с целью устранить “разногласия” между школами Атреи / Чараки и Сушруты.
Но, во-первых, этот пассаж противоречит многому, из того, что написано выше.
Во-вторых, даже не Сушрута, а сами Чарака и Вагбхата четко указывает śarat-kāla, осень, как время естественного прихода Ракты в патологическое состояние.
В-третьих, один из пассажей Вагбхаты в Аштанга Самграхе с комментариями Инду оконачательно проясняет все споры на эту тему:
गुरु पित्तैकचयप्रकोपोपशमनं सौम्याग्नेयं प्रकृत्या रक्तमाहुस्तथा दोषम्| दूष्यमिति केचित्| उभयात्मकमन्ये||४|| guru pittaikacayaprakōpōpaśamanaṁ saumyāgnēyaṁ prakr̥tyā raktamāhustathā dōṣam| dūṣyamiti kēcit| ubhayātmakamanyē||4|| AS.Su.35
“Тяжелая, приходит в дисбаланс и в баланс по тем же причинам, что и Питта, имеет природу и Сомы (воды/жидкости) и Агни (огня), “Рактой” называется, а также Дошей. (doṣa - патологической начало, дословно “то, что портит”) Это “Душья” (говорят) некоторые (dūṣya - то, что “портится Дошами”, но не имеет собственной природы Доши - “вредителя”). “Имеет природу обоих (и Доши и Душьи)” - (утверждают) другие”
Эту Ракту, “некоторые Ачарьи” - принадлежащие к (школе/традиции) Дханвантари (хирургической школе) и другие, “Доша” называют.
यतो यथा वातादीनां विलक्षणा हेतवस्तद्वदस्यापि| तथा वातादीनां च यद्वद्विशिष्टरोगजनकत्वं विशिष्टश्चोपक्रमः तद्वदस्यापीति| yatō yathā vātādīnāṁ vilakṣaṇā hētavastadvadasyāpi| tathā vātādīnāṁ ca yadvadviśiṣṭarōgajanakatvaṁ viśiṣṭaścōpakramaḥ tadvadasyāpīti|
Как у Ваты и др. (двух Дош) у нее также описаны специфические качества и причины (выхода из равновесия). Как у Ваты и др. (описаны) специфические заболевания, которые они производят и специфические терапевтические меры, так же и у нее.
Другие же, называют Ракту двойственной природы (и Доши и Душьи)
दोषत्वं दूष्यत्वं च यतस्तस्यैकोंऽशो दुष्टः परमंशं दूषयति|| dōṣatvaṁ dūṣyatvaṁ ca yatastasyaikō'ṁśō duṣṭaḥ paramaṁśaṁ dūṣayati|| 4||
Она обладает как свойством Доши, так и Душьи, поскольку одна ее часть “портится” (под влиянием Ваты и др. дош), а другая - “портит” (другие компоненты тела).
Что же делать? Как решить это противоречие?
Если это прикладной вопрос касательно лечения заболеваний, если просто, то лучший вариант - следовать тому, как его решили Вагбхата и, например автор Мадхава Ниданы и авторы других средневековых текстов.
Имея дело с терапевтическими заболеваниями - следуй принципам школы Атреи.
Имея дело с хирургическими - принципам традиции Дханвантари и Сушруты.
Если же как философский - зависит от того, чья традиция, воззрения и логика конкретно Вам ближе. Школы Каячикитсы и Каумарабхритьи (педиатрии) и мудрецов Атреи, Кашьяпы, Чараки и пр - то устоявшемуся канону трех дош.
Если школ хирургии, во главе с Дханвантари, Сушрутой и др, и офтальмологии и ЛОР, во главе с Видехой Ними (судя по доступным цитатам его трудов) и др, то не будет ошибкой и принять во внимание концепцию четырех гуморов, если вы понимаете и можете рационализировать свои доводы в ее пользу.
Например, есть вполне уместное мнение о том, что для большей части Индии, где ярко выражены 6 сезонов, уместней и удобнее думать в рамках концепции трех Доша.
Для европейского и среднеазиатского же климата с 4мя сезонами - оперировать концепцией четырех гуморов может быть проще, возможно именно поэтому именно она была принята за основу в греческой, и, позднее, в арабской медицине.
Разница на самом деле только кажущаяся, тк врач в любом случае, переходя глубже, неизбежно думает в концепции гун - качеств и карм - функций, где небольшая разница в описании и названиях некоторых конкретных процессов физиологии и патологии может запутать стороннего наблюдателя, но, по сути, передавать одно и то же.
Условно, если брать для рассмотрения европейский климат. В начале осени преобладают качества жара, влаги и тяжести, а летом сухости, легкости и жара. Вы можете называть раннюю осень сезоном “дисбаланса Ракты”, а лето “дисбаланса Питты”, если следуете концепции четырех гуморов и считаете Питту “сухой”, а Ракту “влажной” или же раннюю осень временем дисбаланса Питты, а лето - дисбаланса Ваты и Питты, если Питту по своей природе вы считаете слегка влажной.
Суть ваших адаптаций к данным сезонам в обоих случаях нисколько не поменяется.
Авторы:
Павел Пересыпкин - врач Аюрведы (BAMS) Алексей Рыбаков - преподаватель санскрита