Это в сказке можно было выпить из копытца и превратиться в козленка. В природе встречаются куда более интересные копытца. Если вы летом окажетесь в тенистом лесу (например, у нас, в Ленобласти), вас наверняка впечатлит темно-зеленый ковер из блестящих листьев в форме копыта, устилающих землю. Это и есть герой сегодняшнего рассказа — копытень обыкновенный, или европейский.
Растение ядовито, но как учил Гогенгейм, всё решает доза. В малых дозах любое средство может быть лекарством.
Это мирмекохорное растение. То есть, оно размножается благодаря муравьям, которые разносят семена по окрестностям (от греч. myrmex — муравей, choreo — двигаюсь). Конечно, не из-за альтруизма, якобы присущего этим общественным насекомым. Просто семена имеют питательный околосемянник. Это типичный в природе симбиоз: копытень кормит муравьев, а те помогают ему завоевывать пространство. Конечно, копытень не одинок в этом качестве. Есть и другие растения, семена которых распространяют муравьи. Это знакомые нам фиалки, марьянник и даже чистотел.
По-латыни растение называется Asarum. Название произошло от греческого ἀσᾱρός, asaros, чувствующий отвращение. Почему — чуть позже.
В медицине Азарум известен давно и повсеместно. Согласно опыту древних китайцев, копытень разгоняет ветер и рассеивает холод, облегчает боль, раскрывает отверстия тела (то есть, вызывает рвоту, понос, отделение мочи), согревает легкие, уменьшает водянистую мокроту.
Диоскорид, древнегреческий врач, сопровождавший римскую армию в ее многочисленных походах в эпоху правления Нерона, хорошо изучил это растение и применял его при грыжах, судорогах, застарелом кашле, одышке, запоре и задержке мочи.
Авиценна лечил им больных с желтухой и отеками, а упомянутый выше Гогенгейм (или Парацельс) помогал с помощью пластыря из копытня при «шуме в височных венах».
В народной медицине копытень заслужил репутацию снадобья, могущего отвадить пьяниц от спиртного. Отвар растения добавляли в водку и давали утром опохмелиться. Начиналась рвота, ибо копытень это испытанное рвотное. Процедуру повторяли несколько раз, пока пьяница не убеждался, что организм перестает принимать алкоголь. Так формировался условный рефлекс, когда рвоту вызывало вообще любое спиртное — с копытнем или без, — попадающее в желудок. Думаю, теперь понятно, почему отвращение так прочно ассоциируется с латинским именем этого растения.
Столь богатая лекарственная биография копытня возбудила живой интерес основателя гомеопатии Ганемана, который испытал его по всем правилам новой, рациональной фармакологии. То есть, растение испытывали на здоровых людях-добровольцах, в числе которых был и сам Ганеман. Тут важно всё в этой триаде: испытатель должен быть
а) добровольцем, ведь испытание вопреки воле есть насилие над личностью, созданной по образу и подобию Бога, то есть, поругание Бога;
б) человеком, ведь реакции животных и людей на одни и те же субстанции могут в корне отличаться;
в) здоровым, поскольку больной нуждается в лечении, а не в испытаниях, которые могут оказаться ему вредны. В то же время здоровому испытания полезны, так как укрепляют его организм, если проводятся согласно канонам и под руководством опытного врача-исследователя. Да и реакции больных отличаются от реакций здоровых.
В гомеопатии Азарум используют с 1825 года, когда был опубликован его прувинг (протокол испытаний).
Самые яркие симптомы Азарума, выявленные в испытаниях и подтвержденные в лечебной практике, это повышенная восприимчивость к тихим звукам — шороху, шепоту, царапанью ногтями по шелку, вплоть до непереносимости, да и вообще обострение всех чувств. И странное чувства легкости в тела и пустоты в голове — будто тело парит в воздухе. Были и другие симптомы (подергивание лицевой мускулатуры, сильная зябкость...). Очень важным было и ухудшение от сухости. Обычно пациенты страдают от сырости. Но больному, нуждающемуся в Азаруме, как раз хуже от сухости и холода. А вот умывание, напротив, приносит облегчение.
Как человек попадает в состояние, когда ему может понадобиться Азарум? Обычно это люди, ведущие сидячий образ жизни, гиперответственные, которые загоняют себя умственной работой. Гиподинамия и умственное перенапряжение — вот факторы риска.
Однажды ко мне на прием пришла женщина, очень крупная. Она работала реставратором, много ездила по командировкам по Европе. Также она подолгу сидела за компьютером, причем от яркого экрана ее начинало тошнить. Работа реставратора требует повышенной ответственности и немалой скрупулезности. Возраст близился к 50, месячные начинали путаться. Диабет, ожирение, камни в желчном, щитовидка, гипертония — целый букет.
Обратилась она потому, что у нее стали дрожать руки. Для реставратора это серьезная проблема. Подергивались веки. Были обострены все чувства — обоняние, слух, зрение. Беспокоила плаксивость, истеричность, отчаяние в выздоровлении. Старые неврологи называли такое состояние раздражительной слабостью — человек взвинчен, но сил реагировать адекватно уже нет.
Мне пришлось добрый час выслушивать жалобы с бесконечными детализациями и повторениями. Помощи в выборе лекарства они не несли. Просто раздражение искало выход в словесной активности.
Удивительным было и то, что физически хуже она себя чувствовала в сухую погоду, а дождь ей нравился. Обычно крупные, габаритные пациенты хуже переносят сырость.
Оценив все симптомы, я вышел на Азарум, который и назначил пациентке. Ей нужно было показаться через месяц.
На следующем приеме ее было не узнать. Она значительно окрепла, прибавилось уверенности, моральных и физических сил. Даже дрожь в руках уменьшилась. Бернетт говорил, что малые или оранотропные лекарства, если они верно подобраны, действуют так, что пациенту становится «агрессивно лучше». Это так называемый вау-эффект, благодаря которому на врача смотрят как на волшебника.
В данном случае Азарум не мог решить других проблем, но он сделал главное на данном этапе. Он снял невротический фон, из-за которого пациент чувствует себя загнанной лошадью или белкой в колесе, за вращением которого уже не успеть. Он вернул надежду на успех, которой она долгие годы была лишена. Сложные случаи редко удается вылечить одним лекарством.
После этого пациентка с хорошим результатом получала другие препараты, прежде всего Арсеникум, который подходил ей конституционально, но это уже совсем другая история.
Эксперт Портала
Копытень - растение с богатой лекарственной биографией
Характеристики
Автор:
Мартыненко Олег Геннадьевич